ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ targetgirl
Архетипы в брендировании. Теория Юнга
Сегодня почти у всех продуктов одинаковое качество – благодаря развитию экономики и технологий.
В таких условиях повлиять на выбор покупателя становится всё сложнее. Поэтому, чтобы конкурировать с друг другом, компании пытаются завоевать своё место в сознании потребителя.
Социальные потребности для современного человека порой важнее физиологических. Жуткая история про человека, обменявшего почку на айфон – всего лишь сильно акцентированная история о том, что происходит с большинством. «Сэкономлю на здоровье, но похудею». «Пойду на опасную операцию, но стану красивее...». Люди подавляют первичные потребности в угоду социальным, они – иррациональны.

Если бренд закрывает нижние уровни пирамиды Маслоу, то становится брендом – функциональным помощником. Если заботится о социальных потребностях, то для аудитории он превращается в религию, способ обретения эмоционального опыта или возможность лучше понять себя.

Общество потребителей постепенно заканчивает своё существование. Получив желаемый социальный статус и доход, всё больше людей задумываются о своём духовном пути, что они могут дать этому миру, за что хотят бороться и чему готовы посвятить всего себя. И на этом этапе становления личности бренд может отвоевать своё место в сознании потребителя.
Но чтобы приобрести эту эмоциональную власть, нужен мощный инструмент. Одним из таких инструментов стали архетипы, выросшие из теории Карла Юнга.

Архетип – тень из прошлого, открывающая настоящее и будущее.
«Архетип» в переводе с греческого – «первообраз». Это модель поведения и психологических реакций, передающаяся от поколения к поколению. В коллективном бессознательном за всю историю человечества постепенно накапливались символы и универсальные образы – благодаря повторяющимся из раза в раз ситуациям. Сегодня они вызывают у нас определённые реакции и мысли.
Можно сказать, в глубине нашего сознания заложена программа, которая активируется в ответ на триггер (сигнал) из окружающего мира.
Программа, дающая импульс сначала мыслям и чувствам, а затем через них влияющая на наше поведение.
Вспомним о том, что общество выходит на уровень, когда люди всё чаще задаются вопросом о своём предназначении. Архетипы устроены так, что у каждого из них уже есть наиболее близкий и желанный смысл существования и путь.
Зная всё это, маркетологи изучают, какие архетипы преобладают среди потенциальных покупателей, помогают им осознать себя и свои желания, создают те самые сигналы, запускают в сознании аудитории ассоциативные цепочки и тем самым подталкивают к нужным действиям.
Бренды создают персонажей с определённым архетипом или сами вписываются в архетип, который привлечёт аудиторию.

Разберёмся в том, почему архетипы обладают такой силой.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (КАРЛ ЮНГ)
По теории Юнга есть три основных уровня личности:
– Эго
– Личное бессознательное
– Коллективное бессознательное
Эго – это наши осознанные мысли и чувства, центр индивидуальности. Личное бессознательное – мысли и чувства, которые однажды были вытеснены из сознательного уровня.

Коллективное бессознательное – это область тех самых архетипов. Здесь хранятся скрытые воспоминания, доставшиеся от предыдущих поколений, включая самые древние времена. Это сильнейший уровень, который может подавлять эго и личное бессознательное, он универсален, достаётся нам практически с рождения, из него формируются эго и личное бессознательное.

В коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Какие-то из них становятся доминирующими и сильнее всего влияют на наши чувства и мысли. Один из архетипов аудитории и берут за основу для образа бренда, чтобы вызвать любовь и чувство общности.
12 основных архетипов. Путь личности
В современном маркетинге используется система архетипов, предложенная Маргарет Марк в книге «Герой и бунтарь». Она адаптировала теорию Карла Юнга под современные реалии маркетинга.
Система строится на выделении шести основ:
– главное желание человека
– эмоции
– страхи
– стратегия и логика
– социальный и индивидуальный аспекты
4 стратегии личности
1. Индивидуализм (воздух)
2. Принадлежность (вода)
3. Изменчивость (огонь)
4. Сохранение (земля)

Индивидуализм противоположен принадлежности, изменчивость – сохранению. Стихия – это метафора энергетики, что скрывается за стратегией.
Эти четыре стратегии – главная мотивация. Каждой стратегии соответствуют три архетипа с этой мотивацией. В маркетинге выделяют 12 основных архетипов, и отличаются они по ведущей потребности личности.
СТРАТЕГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА

В стратегии индивидуализма человек находится в поисках личной истины, на пути самопознания. Ему не кажется, что всё уже изучено и понятно, он стремится узнать всё на личном опыте.
Он открыт путешествиям, ошибкам и всё время пробует что-то новое. Особенно, если это искатель: для него вся жизнь – поиски и приключения. Это не поверхностность и легкомыслие, а глубинная суть архетипа, то, в чём они видят смысл совей жизни.

Архетипы, действующие в рамках этой стратегии, – невинный, искатель, мудрец.

Каждый из трёх архетипов стратегии представляет собой следующий этап на пути личности. Путь состоит из трёх этапов: «инициация – путешествие – возвращение».

Нельзя просто взять и сразу стать мудрецом. Ты проходишь через бытие невинным, затем, становишься искателем и только после – мудрецом. А можешь спокойно оставаться невинным или искателем.
1. Невинный/простодушный
Архетип на стадии инициации. Мир для него – утопия, ему важно быть его частью. Главное стремление невинного – быть счастливым. Больше всего невинный боится быть исключённым из общества. Чтобы не выделяться, он во всём пытается поступать правильно. Этот архетип подвержен трендам, его мир улучшается, когда он следует за тенденциями.

Считается, что все мы рождаемся «невинными». Из этого архетипа мы уже выбираем, перейти ли в другую стратегию (изменения, принадлежности, сохранения) или оставаться в индивидуализме – невинным. Либо же двигаться дальше, на этап «путешествия».

Бренды-невинные обычно в средней и низкой ценовой категории. Они поддерживают чистую репутацию, ассоциируются с добром, детством и непринуждённостью, легко и просто общаются с аудиторией, дают простое решение для задачи потребителя. Примеры этого архетипа – Coca-Cola, Nintendo, McDonald's.

В рекламе и маркетинге для «невинных» выделяем семейные ценности, домашний уют (например, как делает Coca-Cola, которая в своих кампаниях постоянно использует символы уюта).

«Невинную» аудиторию наверняка заинтересует продукция для веганов, одежда из натуральных материалов, экологичная косметика (при создании которой не пострадало ни одно животное), продукты для дома и участка, чай, кофе, детские товары, предметы декора и т.д.
2. Искатель
Ещё один архетип со стратегией индивидуализма, поиска своей истины. В этот архетип человек переходит из «невинного», начиная своё путешествие и всё больше пытаясь понять, кто он и какое место занимает в мире.

Переход на следующую стадию от предыдущего архетипа всегда связан с каким-то поворотным случаем, неприятностью, поставившей под вопрос предыдущее бытие человека. Это шоковое событие заставляет личность переосмыслить всё и окончательно выбрать стратегию своего развития (то, как человек будет реагировать на всё). Как правило, после этого выбора стратегия остаётся неизменной.

Искатель также известен как исследователь. Он всё время в поиске неизвестного для него, ищет то, что сделает его жизнь лучше. Не боится остаться один, если это нужно, чтобы открыть что-то новое. Склонен не доверять авторитету, пробует и узнаёт всё самостоятельно. Он много учится, но не сильно стремится к взаимодействую с людьми. Часто в путешествиях и поездках, наслаждается самим процессом странствия.

Бренды-искатели предлагают прорывные продукты или услуги, с их товарами потребитель может проявить свою индивидуальность. К таким брендам можно отнести Амазон, Старбакс, Red Bull, Louis Vuitton.

В рекламе и маркетинге для искателей фокусируемся на практичности. Искатели всё время путешествуют, поэтому одежда и аксессуары должны быть удобными, а всё, что они берут с собой – компактным. Искателям эффективно предлагать спортивную одежду, экстремальные туры, средства передвижения для трудных местностей, продукты для путешествий.
3. Мудрец
Когда искатель нашёл свою истину, он может стать мудрецом и начать транслировать открытую истину другим людям, освобождая их, помогая понять мир и себя. Мудрец учится ясно смотреть на вещи, определять правду и ложь.

Глубинное стремление мудреца – раскрытие правды. Он верит, что человек способен развиваться и учиться новому. Когда мудрец становится бесчувственным и указывает, что человек недостаточно хорош, проявляется его тёмная сторона.

Бренды-мудрецы предлагают продукты, открывающие новый опыт и информацию. Они эксперты и много лет представляют себя на рынке, знают толк в разработках и подтверждают качество сертификатами и экспертизами. Их контент уникален и подталкивает к размышлениям, в нём много графиков, научных фактов и экспертного мнения. Примером брендов-мудрецов может быть Intel, Google, NASA, Harvard.

В рекламе и маркетинге для мудрецов фокусируемся на новых исследованиях и опыте. Внимание мудреца привлекут вузы, курсы, информационные ресурсы, консультации, программное обеспечение и софт.
СТРАТЕГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Люди, выбравшую эту стратегию для жизненного пути, спонтанны, готовы рисковать, нуждаются в том, чтобы их признали, стремятся к достижениям и расширению возможных границ. На пути к цели хороши все средства, амбиции ведут к открытиям. Здесь понадобится проявить свои навыки.
1. Герой
Если ещё в детстве «невинный» выбирает путь борьбы, он уходит от стратегии индивидуализма в стратегию изменений с «огненной» энергией. Он становится героем. Герой ставит цели и идёт к ним, он дисциплинирован и смел.

Он способен бороться как с окружением, так и с самим собой. Его стремление – изменить мир к лучшему, показать через смелые действия свою ценность. Герой склонен делить всё на добро и зло, он определяет «врага» и сражается за справедливость, словно супергерой. Ему особенно нравится преодолевать трудности: не только в физическом плане, но и в духовном.

Бренды-герои предлагают передовые продукты, которые позволят аудитории показать себя с сильный стороны и раскрыть возможности. Такие бренды смело борются с конкурентами, решают социальные проблемы, воодушевляют людей. Их товары предназначены для качественного выполнения сложной работы. К таким брендом относят Nike, Marlboro, Snickers

В рекламе и маркетинге для героев мотивируем тем, что после покупки человек преобразится (получит силу, выносливость, справится со страхом и т.д.). Бросаем аудитории вызов. Для этого архетипа хорошо рекламировать всё, связанное со споротом, авто, видеоигры, бытовую технику.
2. Бунтарь
Если герою не дают геройствовать мирным путём (помогать другим, спасать мир и так далее), он становится бунтарём. Начинает настаивать на своём из более сильной позиции.

Бунтари думают, что правила созданы, чтобы их нарушали. Они чувствуют себя маргиналами, и могут быть жестокими, когда избавляют мир от того, что считают неправильным, не работающим, не приносящим пользу. Бунтарь может рискнуть собой или кем-то во время своей борьбы.

По его мнению, разрушение ведёт к освобождению места для чего-то нового. Мир изменился и ему больше не нужны старые рамки.

Бренды-бунтари предлагают товар средней ценовой категории, их продукт часто создан для разрушения и изменения мира. С его помощью можно показать свою независимость. Это бренды, которые сами выделяются из серой массы, нарушают правила, обращаются к клиентам, чувствующим, что они отличаются от других, либо к людям, уставшим от рамок своего образа жизни. К брендам-бунтарям относят BMW, Harley-Davidson, Diesel.

В рекламе и маркетинге для бунтарей фокусируемся на оригинальности продукта, на той свободе, что можно обрести с ним. Для рекламы такому архетипу эффективно предлагать молодёжную и мужскую одежду и обувь, а также аксессуары, кожаные изделия, барбершопы, квест-комнаты, пирсинг и тату, мотоциклы и т.д.
3. Волшебник
Когда агрессия бунтаря немного утихает (а это рано или поздно происходит), он начинает мыслить более стратегически, становится волшебником.

Он лучше понимает, как связывать людей друг с другом, прибегает к силе воли и харизме. То есть идёт менять мир не в лоб, с мечом на перевес (как бунтарь или герой), а с более тонкими инструментами.

Глубинное стремление волшебника или мага – узнать, как влиять на людей и менять ситуации на фундаментальном уровне. Он стремится понять свою силу, научиться её использовать. Волшебник выходит за рамки обыденного, стремится реализовать мечты, трансформировать мир и создавать волшебные моменты, благодаря которым можно ощутить что-то невероятное, невозможное.

Бренды-волшебники относятся к средней и высокой ценовой категории. Они предлагают продукты, которые связаны с технологиями, и фокусируются на простоте использования. Они чувствуют клиента, его ситуацию и настроение. К таким брендам относят Apple, Tesla, Mastercard.

В рекламе и маркетинге для волшебников можем раскрывать, как услуга или продукт доступно решают сложный вопрос или же как продукт передаёт ощущение нереальности, сказки, трансформации человека и мира. Для рекламы волшебникам отлично подходят умные системы, курсы, клиники, бытовая техника, инструменты для сбора информации.
СТРАТЕГИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Архетипы со стратегией принадлежности – это внутренние установки, направленные на то, чтобы стать частью общества.
1. Славный малый
Если «невинный» выбирает стратегию принадлежности (стихия воды), то проходит инициацию в славного малого. Славный малый стремится к всеобщему благополучию и дружбе. Вместо агрессии он реагирует мягко и по-доброму.

Свойский парень, простой и домашний, но за этим фасадом скрывается личность, познавшая горечь жизни. Он освоил выживание и понимает, как устроен мир.
Славный малый знает, как сопереживать и умеет поддерживать. Он лишён наивности «невинного» и не ждёт от жизни только добра. При этом стремится быть принятым, ощущать связь с другими.

Бренды с архетипом славного малого относятся к низкой или средней ценовой категории. Их продукты часто – повседневного пользования, массового производства.
Это добрые и дружелюбные бренды, объединяющие людей. Они скромные, не любят ложь и пафос, не хотят выделяться. Примеры таких брендов – Facebook, Ford, eBay.

Славного малого привлекут аналоги товаров премиум-сегмента, одежда с умеренной стоимостью, небольшие кафе и закусочные, продукты массового производства.

В рекламе и маркетинге для славного малого фокусируемся на том, что продукт можно приобрести каждый, вне зависимости от образования и достатка.
2. Любовник
Славный малый, углубившийся в своём развитии в тему отношений между людьми, становится любовником. Притом это не только романтические отношения, но и дружеские, семейные, а также отношения с чем-либо в мире (с искусством, наукой, творчеством какого-то человека и т.д.).

Любовников ещё называют гедонистами, эстетами, романтиками. Они отдают себя любви, берут за это ответственность и следуют за своей страстью. Постоянно пытаются укрепить связь, боясь остаться в одиночестве. Это чувственный, сенсорный архетип. Зрелый любовник уже не только ждёт любви, но может и делиться ею.

Бренды-любовники обычно в средней и высокой ценовой категории. Они помогают подружиться, полюбить, найти свою половинку, выглядят романтичными и сексуальными. В пример можно привести Victoria's secret, Chanel, Vogue, Durex.

В рекламе и маркетинге для любовников создаём для продукта романтический шлейф, играем на чувственности, создаём обстановку, в которой все могут ощутить счастье и обрести близость. Для любовников эффективна реклама парфюма, отелей, нижнего белья, уходовых салонов, ювелирных продуктов, интимных товаров, косметики, фотостудий, а также всего, что можно делать вдвоём так, чтобы это сближало.
3. Шут
Ещё больше погрузившийся в отношения любовник, разобравшийся, как управлять людьми, становится шутом (шоумэном, артистом). Он наслаждается жизнью, преобразует скучную обыденность в игру и веселится. Знает толк в иронии и тонком, не агрессивном юморе. Стремится к веселью и для этого готов менять мир.

Его страх – быть не живым, скучным и скучать. Ошибочная стратегия – слепая погоня за наслаждениями вместо самого наслаждения.

Бренды с архетипом шута обычно предлагают продукты с невысокой стоимостью для развлечений и отдыха. К таким брендам можно отнести Netflix, Comedy Club, Old Spice, M&M's

В рекламе и маркетинге для шутов делаем акцент на том, что продукт несёт яркие впечатления и веселье. Этот архетип подходит всем. В его рамках отлично рекламируются сладости, развлекательные программы и мероприятии, компании, организующие развлечения, продукты для подростков и детей, игры.
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ

Архетипы этой стратегии ценят порядок, традиции и ясность процессов.
1. Родитель
Выбравший стратегию стабильности и контроля, желающий заботиться о ком-то и почувствовавший, что реализуется в этом – становится родителем. Его также называют хранителем, заботливым, опекуном.

Альтруистичный тип людей, готовый жертвовать собой ради тех, о ком заботится, отрицает эгоизм. Знает, как воспитывать детей, учит помогать в беде, создавать основу для счастливой жизни. Трудятся над безопасностью и комфортом (готовка, уборка, ремонт и т.д.).

Бренды-родители заботятся о покупателях и помогают им заботиться об окружении. Они верны своему слову и придерживаются высоких стандартов качества. Делают акцент на обслуживании и поддержке. Такими брендами поднимаются темы правильного питания, заботы о здоровье или образовании. К ним можно отнести Pampers, Activia, Volvo.

В рекламе и маркетинге для родителей говорим о быстром решении задачи потребителя, фокусируемся на связях с близкими. Хорошо рекламируются для этого архетипа медицинские, юридические и страховые услуги и продукты, товары для мам и детей, услуги по ремонту, благотворительность, сервисы по обслуживанию.
2. Творец
Родитель может стать творцом, когда понимает, что у него не просто есть творение/проект, а что он может через своё «дитя» ещё что-то создавать.

Созидание – смысл жизни творцов. Они нуждаются в том, чтобы постоянно что-то создавать. При этом, то, что создают творцы, должно быть реальным, не иллюзорным, поэтому им нужна опора. Творцы ценят качественные и оригинальные вещи, созданные с воображением и отвечающие их эстетическим вкусам.

Бренды-творцы предлагают продукты, с помощью которых можно выразить себя и создать что-либо, сделать самостоятельно. Такие компании часто делают акцент на индивидуальности, авторстве, призывают покупателя включиться в создание продукта, запускают креативные коллаборации и т.д. Часто они связаны с дизайном, созданием красоты и так далее. К таким брендам можно отнести Lego, Ikea, Adobe, Pixar.

В рекламе и маркетинге для творцов выделяем, что продукт позволит творчески проявить себя или поддержит в этом (вдохновит, создаст творческую атмосферу, обстановку). Творцов заинтересуют предметы декора и интерьера, курсы, концерты, мастер-классы, украшения и т.д.
3. Правитель
Творец, почувствовавший, что успех его творения не единоразовый, что это уже целая система, – может перейти в архетип правителя.

Правители – создатели законов, успешных проектов, сообществ, компаний и семей. Они отдаются работе, наводят порядок и готовы брать на себя ответственность. И заинтересованы не в самой власти, а в создании отлаженной, благополучной системы.

Бренды-правители обычно относятся к премиум-классу, с умеренными и высокими ценами. Часто они предлагают продукты с долговременной, даже пожизненной гарантией. Их товары способствуют организованности и сохранению власти. К таким брендам можно отнести Mercedes, Microsoft, Rolex

В рекламе и маркетинге для правителей фокусируемся на высоком качестве, надёжности, престиже и статусе, которые можно получить или подчеркнуть с продуктом. Правителей привлечёт то, что связано с успехом и роскошью.
ВЫБОР АРХЕТИПА ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Архетипы на третьем этапе пути – на стадии «возвращения» – это архетипы мастеров. Человек здесь в совершенстве овладевает выбранной для жизни стратегией (изменение, сохранение, индивидуализм или принадлежность).
Не стоит выбирать для позиционирования эти архетипы, находясь на 2-м или даже на 1-м этапе (путешествие и инициация). В ином случае будет тяжело соответствовать этому архетипу. Это грозит разными внутренними противоречиями, например, синдромом самозванца.

То есть, если чувствуешь, что не дотягиваешь до эксперта, не называйся им, или лучше вообще никак себя не обозначай. Оставайся искателем, бунтарём или творцом – в общем, в том архетипе, что ближе. Своими знаниями можно делиться и на других этапах.

Конечно, выбор архетипа для позиционирования во многом зависит от аудитории, но, если это будет сильно расходиться с возможностью компании/личности вписаться в выбранный архетип, возникнут сложности.

Одна из возможных ошибок в применении архетипа – это перепутать его со стереотипными представлениями о чём-либо. Например, архетип шута в стереотипном представлении – вечно кривляющийся, никогда не бывающий серьёзным, отпускающий шутки на всё и вся, аляповато одевающийся и, возможно, даже безвкусный.

Бренд, что так стереотипно понимает этот архетип, создаст похожий, не искренний образ, который не вызовет отклика у аудитории. Шут, как и другие архетипы – это глубинная программа со своими целями и смыслами, его истинное желание – жить в настоящем, по максимуму наслаждаясь этим.

Суть не в том, как выглядит человек, а в том, что им движет. Он может не носить одежду шута, но выбирать его цвета и использовать в своей работе. Кроме этого, в человеке всегда намешано много разных архетипов, и внешность может проявлять архетип любовника, тогда как поведение будет соотноситься с невинным.
Чтобы избежать создания искусственного, неестественного образа, нужно глубоко изучить выбранный архетип и не браться за то, что не вызывает никакого отклика и понимания.
Определение архетипа для бренда

1. Тест
Если подбираешь архетип для себя и не планируешь отделять проект от личности, можно попробовать пройти тест на архетипы и выбрать один из тех, что больше всего подходит под проект и аудиторию. Но это должен быть достаточно выраженный в личности архетип.


2. Анализ и описание характера
Определить архетипы уже существующего бренда можно в игровой форме. Проанализируй существующий контент, манеру общения с аудиторией, рекламные месседжи, дизайн и миссию компании. Напиши в столбик 24 характеристики в виде прилагательных, которые относятся к бренду.

Напротив каждой характеристики отметь, какому архетипу соответствует это прилагательное (юморной – шут, добрый – славный малый и т.д.). Сколько характеристик набралось для каждого архетипа? Первые три, вырвавшиеся вперёд, будут основными архетипами.

У тебя может быть своё мнение о том, каким должен быть ведущий архетип. Трезво смотри на то, соответствует ли нынешняя коммуникация желаемому архетипу? Действительно ли среди аудитории есть те, кто разделяет этот архетип, покупают ли эти люди? Возможна ли трансформация и что для этого нужно сделать?
РЕЗЮМЕ

Выбор для позиционирования и для отдельной рекламной кампании не ограничивается только этими 12-ю архетипами. Ситуации и образы, повторяющиеся с древних времён и отпечатавшиеся в коллективном бессознательном, почти бесконечны.


Кто-то использует в своём маркетинге «персону», выделенную Карлом Юнгом как сторона, которую мы показываем обществу, защищая внутреннее, ранимое «я». Обычно реклама с этим архетипом предлагает сделать эту персону уникальной, избавить от стандартов, навязываемых обществом.

Многие художественные произведения цепляют аудиторию «тенью» – архетипом, который скрывает те качества, что мы не желаем принять в себе и потому вытесняем. Герои книг и фильмов сталкиваются с тёмной стороной в себе или в персонаже-антагонисте и сражаются (Мефистофель в «Фаусте», Волан-де-Морт в «Гарри Поттере»).

Выделяют архетипы матери, отца, ребёнка, женщины, мужчины и так далее. 12 архетипов из книги «Герой и бунтарь» – это архетипы, проверенные многими брендами и захватившие множество покупателей. Но это не значит, что они делают компании однообразными. От того, сколько своего может вложить бренд в выбранный архетип, зависит, насколько он будет реалистичным и живым.

Используй архетипы, создавая сюжеты и образы в позиционировании и контенте. Оживляй мифы, живущие в сознании аудитории.