Как PR изменился за 10 лет?

По данным Роскомнадзора, летом 2019-го в России зарегистрировано 67 340 изданий, а на год раньше, летом 2018-го, – 73 207 изданий.
PR-специалистам стало труднее попадать в издания, так как привычные методы работы с журналистами перестали действовать. Мы разберём 6 кардинальных изменений в работе PR за последние 10 лет.
1. Мессенджер для всех и каждого.
10 лет назад было сложно представить налаживание контактов без регулярных звонков из редакции и периодических ланчей и бранчей. А в 2020-м гораздо эффективнее написать журналисту в мессенджере. Особенно, если возникают сложности с поиском номера мобильного, а на рабочей почте тишина уже несколько дней.

В России WhatsApp занял первое место, став незаменимым для 69% пользователей. Viber занял почётное второе место: его предпочитают 38% аудитории. Ещё из популярных мессенджеров можно выделить Telegram, активно используемый аудиторией в Москве и Санкт-Петербурге.


2. PR – налево, SMM – прямо по коридору.
В прошлом десятилетии популярно было нанимать одного или нескольких сотрудников в формате «3-в-1». Они одновременно занимались и PR, и соцсетями, и маркетинговыми задачами. Сейчас понятно, что разделение PR и SMM гораздо эффективнее. Некоторые агентства стараются сочетать работу двух подразделений, чтобы они могли регулярно контактировать друг с другом и оперативно решать рабочие задачи.

Часть специалистов предпочитают свободный график работы, который даёт возможность общаться с журналистами и коллегами, посещать необходимые отраслевые мероприятия и быть всегда в теме трендов.


3. Собираемся за круглым столом.
Раньше самым лучшим способом рассказать СМИ об инфоповоде была масштабная пресс-конференция с множеством приглашённых журналистов. На смену им пришли круглые столы и public talks. Почему это стало мейнстримом? Они позволяют пригласить несколько популярных, интересных спикеров и экспертов, а инфоповод органично интегрируется в формат. Этот микс может обеспечить необходимый охват в релевантных изданиях и дополнительный охват аудитории лидеров мнений при упоминании проекта в соцсетях.


4. Лучше меньше да лучше.
Десять лет назад все писали пресс-релизы направо и налево, рассылая огромное их количество по каждому возможному поводу. В 2020 уже мало кого можно заинтересовать релизом. Инфоповод должен быть преподнесен непривычным способом и цепляющим текстом, чтобы его не только прочли, но и перепостили сотни раз в соцсетях. Количество давно должно уступить место качеству.


5. Слияние интересов.
В 2010 году сложно было представить, что бренд осознанно захочет поделиться славой и бизнесом с компанией из соседней ниши. Но динамика рынка мотивирует придумывать новые методы. Коллаборации и партнёрские проекты стали обычным делом. Конкуренты и ключевые игроки рынков объединяются, происходит слияние PR-ресурсов. Adidas представляет совместную коллекцию с Prada, а банки активно взаимодействуют на крупнейших благотворительных фестивалях и саммитах. Грамотно продуманная коллаборация – это и возможность обменяться аудиториями, и укрепление имиджа бренда, и новый рынок сбыта товаров.


6. YouTube и подкасты в помощь.
Каналы потребления информации стремительно меняются. Соцсети давно обыгрывают прессу и ТВ по форматам взаимодействия со СМИ. Но PR и SMM имеют чёткие границы. А вот YouTube как раз может стать прекрасной возможностью соприкоснуться с селебами и блогерами, можно предложить им интеграцию с брендом. Важно правильно подобрать механику работы, чтобы с минимальными затратами создать эффективный кейс.

Хочется отметить подкасты. Они активно набирают популярность как удобный способ потребления информации. У подкастов самая активная и платёжеспособная аудитория, которая может заинтересовать совершенно разные бренды. Это развивающееся направление ещё не перенасыщено, поэтому этот формат отлично подойдёт для узкоспециализированного рынка.
Все новые рабочие инструменты PR можно освоить на нашем курсе «Digital PR», который стартует 30 июня. Продюсер мультимедийного контента Forbes Russia Нинель Баянова расскажет о работе с новыми медиа, как и куда интегрироваться, чтобы решать бизнес-задачи. Как взаимодействовать с журналистами, разбирает Эвелина Абидова, PR-специалист «Другого агентства». Больше о программе и преподавателях смотрите на странице курса.
Узнайте подробности на сайте курса